Солнышко
Солнышко
Архангельская область,
г. Северодвинск
ул. Юбилейная, 13
Контактная информация

Программа "Невероятные годы"

невероятные годыПрограмма  «Невероятные годы» (автор Кэролин Уэбстер-Стреттон, доктор философии, США) – одна из четырех программ, которые были отобраны для распространения в Баренцевом регионе согласно проекту поддержки программы «Дети и Молодежь Групп Риска в Баренцевом регионе»  2008 - 2012 гг.

Центр «Солнышко» стал участником данного проекта. Группа специалистов (5 чел.) прошла обучение в июне 2010 года по программе «Невероятные годы» под руководством Вилле-Туре Мерк, профессора университета Тромсе (Норвегия) и Елены Воробьевой, методиста центра социальной помощи семье и детям «Сампо» (Петрозаводск).

В сентябре 2010 г. началась работа по программе в Центре.

 

Профилактическая и реабилитационная программа для родителей  «Невероятные годы» позаимствована в США, где разработана  Кэролин Уэбстер-Стреттон, доктором философии. Благодаря многим своим достоинствам, а главное высокой эффективности, программа получила широкое распространение во многих странах Норвегии, Канаде, Италии, Швеции, Дании, Финляндии, Великобритании, Австралии. Уже освоили передовые методы работы с дошкольниками и младшими школьниками специалисты Карелии и Мурманской области.В Норвегии эту программу в обязательном порядке проходят родители-кандидаты на лишение родительских прав. Это шанс родителям сохранить право воспитывать своих детей.

Программа адресована семьям, имеющим детей в возрасте от трёх до восьми лет с поведенческими проблемами. Это связано с тем, что работа с детьми старших возрастных групп с ярко выраженными поведенческими проблемами  чрезмерно затратная и   малоэффективная.

Причины проблем в поведении ребенка:

 

Цель программы:

 

По оценкам экспертов «Невероятные годы» - одна из наиболее  обеспеченных ресурсами    (руководства,  материал для занятий в группе и домашних заданий, видеозаписи и т.п.) и  методологически разработанных программ для родителей.

В основу программы положены проверенные опытом принципы обучения поведенческим и социальным навыкам. В центре данного подхода лежит простая мысль о том, что люди меняются в результате ежедневного взаимодействия друг с другом. Следовательно, при плохом поведении детей и семьи необходимо изменить не только поведение ребёнка, но и родителей.

Такой подход не предполагает, что ребёнок плохой и что родители беспомощны. Напротив, делается упор на том, чтобы сделать позитивным взаимодействие детей и родителей и изменить реакцию родителей на специфическое поведение ребёнка.невероятные годы

Программа состоит из 12-14 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия 2 часа. Занятия проводят психологи, специалисты по социальной работе, педагоги,  имеющие специальную подготовку.

Группа состоит из 6-7 семей (12 – 14 чел.). Родителям рекомендуется посещать занятия вдвоём. В качестве поддерживающего лица для одинокой матери  или отца могут выступать: бабушка, дедушка, сестра, брат, воспитатель, учитель.    

Первая половина программы – темы «Игра» и «Похвала и поощрение» - направлена на социальную адаптацию детей, формирование у них навыков и умений взаимодействия в социуме.

Вторая половина программы – темы «Эффективное введение ограничений» и «Справляясь с плохим поведением». Основное внимание здесь уделяется непосредственно проблемам в поведении детей, от которых предполагается избавиться. Внимание группы направлено на решение задачи уменьшения нежелательного поведение ребёнка. Обсуждается, как важно устанавливать домашние правила, как ограничивать количество требований к ребёнку, какое поведение можно игнорировать, какие ненасильственные методы дисциплины можно применять.

Можно выделить ряд специфических особенностей построения программы родительского тренинга:

 


Занятия проводятся в специально оборудованной комнате с телевизором, видеомагнитофоном, видеокамерой. Участники располагаются на стульях, расставленных полукругом. Тренинг ведут  2 руководителя, которые располагаются в кругу вместе с родителями. Каждая семья получает книгу для родителей, информационные материалы, в том числе в форме заметок на холодильник; для выполнения домашних заданий родители обеспечиваются комплектами методических материалов.

Каждое занятие начинается с приветствия и обсуждения  домашнего задания. Основная часть состоит из тематического сообщения, просмотра видеосюжетов (виньеток), в которых демонстрируется образцы неэффективного и эффективного поведения родителей в типичных  ситуациях детско-родительского общения.   Стратегии поведения обсуждаются в группе и проигрываются в ролевых играх.  В конце занятия участники получают новое домашнее задание, подводятся итоги встречи, ставятся цели  на следующую неделю.

Перед началом занятий родители проходят психологическое тестирование по методике Шейлы Эйберг (ECBI). Повторное тестирование проводится по окончании работы в группе, затем через год.

Выбор данной диагностической методики  был обусловлен рядом ее особенностей.  Опросник является одной из немногих стандартизированных шкал, основанных на родительской оценке,   предназначенных  для оценки поведенческих проблем у детей и подростков.  Достоинством опросника являются легкость проведения,  подсчета итоговых показателей   и интерпретации.  Методика позволяет оценивать нарушения поведения детей в широком возрастном диапазоне,  обеспечивает возможность,  как стандартизации шкальных оценок,  так и  качественного анализа детского поведения на основе оценки отдельных пунктов.  Опросник адаптирован в России в 2007 году в Петрозаводске.

ECBI содержит две шкалы:

Итоговые баллы по шкалам опросника (выраженности нарушений и проблемности) получают путем суммирования оценок по отдельным пунктам.  

Основываясь на нормативных данных, полученных для шкалы интенсивности, ребенка относят к одной из трех групп: группе «нормы»,  группе риска или группе коррекции.  Балл шкалы проблемности характеризует уровень родительского стресса. Ответы на отдельные пункты дают материал для обсуждения с родителями специфики нарушений.  

Буклет

 невероятные годы

невероятные годы