Солнышко
Солнышко

Играем вместе

Уважаемые родители! Игра имеет первостепенное значение для умственного развития ребенка. Кроме того, ребенок охотнее всего принимает и выполняет любые виды заданий, если они даются ему в игровой форме. Но чтобы игра полностью выполнила свою важную роль в воспитании дошкольника, нужно уметь ее поддерживать, сделать как можно богаче и интереснее. Родители смогут помочь в этом ребенку, если будут знать особенности игровой деятельности и руководства ею в данном возрасте.

Ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме (в специально создаваемых условиях) воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

В структуру игры входят сюжет и содержание.

Сюжет – сфера действительности, которую дети отражают в своих играх. Многие сюжеты детей младшего и старшего возраста одинаковы: «больница», «семья», «магазин», «стройка», «фермер», «театр». Вместе с тем дети шестого года жизни начинают играть в игры, отражающие общественно – политические события («Война», «Выборы президента»…)

Содержание – то, что выделено ребенком в качестве основного момента деятельности взрослых, отражаемого в игре. Содержанием игр в старшем дошкольном возрасте становится отражение общественной сущности деятельности взрослых (например, отображение в игре главной функции врача в обществе – заботыо больном).

В этом возрасте дети объединяются для игры до 6 человек; длительность игровой деятельности достигает 40 минут.

Взрослые могут влиять на сюжеты и содержание детских игр через:

1. Правильную организацию жизни семьи. Семейные отношения, характер жизни семьи становятся примером для детей и находят отражение в детских играх.

2. Ознакомление с окружающим миром (прогулки, экскурсии…). Например, вы идете гулять и останавливаетесь у забора, за которым идет стройка нового дома. Виден башенный кран, переносящий панели, рабочие, устанавливающие их на места. В ворота въезжают груженые самосвалы. Ребенку все это интересно. Воспользуйтесь случаем, расскажите, как рождается и идет стройка, какие работники в ней участвуют, как люди ждут новых квартир и радуются, въезжая в них. А потом, дома, затейте игры в «строительство дома», в «новоселье».

Главным при ознакомлении ребенка с действительностью должен быть человек, его труд и отношения людей в труде.

Вот вы едете с ребенком в автобусе. Остановите внимание ребенка на том, что пассажиры платят за проезд, уступают место пожилым людям и женщинам. Будете в столовой – обратите внимание на то, как чисто на столах, как все аккуратно приготовлено для тех, кто придет сюда есть.

В беседах с детьми важно сосредотачивать внимание на социальной значимости труда. Ребенок должен знать, что люди трудятся для блага всего общества, что каждый, трудясь, думает о людях, для которых он трудится: водитель – о пассажире, продавец – о покупателе, пекарь – рабочем, который будет есть хлеб, а рабочий – о пекаре, который будет носить сделанные им ботинки, костюм или работать на сделанной им машине.

Богатый материал для игр дают праздники (детские и «взрослые», увиденные по телевизору); любимые сказки.

3. Введение новых ситуаций, новых ролей.

- Товарищ капитан, - докладывает «радист». – Я принял сигнал бедствия. Недалеко от нас находится судно, на котором возник пожар. Оно просит помощи… Далее могут возникнуть такие ситуации: начнется шторм, корабль сядет на мель.

- Давай играть в пароход. Ты будешь капитан, а я – матрос. Товарищ капитан, нам, кажется, пора отплывать? Командуйте.

- А теперь я – пассажир. Товарищ капитан, скажите, пожалуйста, когда мы приплываем в Москву? Вы знаете, меня сильно укачало, я очень плохо себя чувствую. У вас на пароходе нет доктора?

- А теперь – доктор. Товарищ капитан, мне сказали, что на пароходе есть больной пассажир. Где он?

4. Обучение сокращенным внешним действиям и действиям словесного характера. Например, «обед» можно изобразить движением руки по направлению ко рту и словами: «уже поели».

5. Правильный подбор игрового материала: использование условного материала (красный лоскуток, повязанный вокруг головы обозначает Красную Шапочку, моток ниток – бабушку), игрушек – самоделок (две скрепленные планки из пластмассового конструктора – подъемный кран или пистолет).

6. Развернутое предварительное примерное планирование: решить вместе с ребенком, во что играть, какие будут роли, как будет развертываться игра, какие предметы для нее понадобятся; обучение ориентации в субординации ролей (главной и второстепенных).

Для ознакомления с распределением функций между людьми в разных видах деятельности, которое воспроизводиться при распределении ролей в игре, можно использовать простейшие виды наглядных моделей, созданные вместе с ребенком (равные или разные по величине кружки, начерченные на листках бумаги); картинки с изображением людей – мужчин, женщин, мальчиков, девочек и короткие рассказы, в которых говорится о двух персонажах, занятых общим делом, например:

«В старшей группе детского сада работают две воспитательницы – Надежда Ивановна и Лидия Петровна. Они гуляют с детьми, организуют игры, рассказывают сказки. Надежда Ивановна и Лидия Петровна часто советуются друг с другом, вместе придумывают, как провести с детьми интересное занятие, какую книжку им прочитать.

С Надеждой Ивановной в группе работает няня Татьяна Васильевна. Она приносит завтрак и обед, убирает комнаты и помогает Надежде Ивановне кормить детей, одевать их на прогулку. Когда Надежду Ивановну зовут к телефону, она поручает Татьяне Васильевне присмотреть за детьми, поглядеть, чтобы они не слишком шалили».

Объясните ребенку, что иногда во время выполнения дела один может быть главным, ответственным за все, а иногда все участвуют наравне и предложите подобрать соответствующие схемы (два равных кружка для обозначения ролей воспитателей, два неравных – для ролей воспитателя и няни).

Количество персонажей можно увеличить до трех.

Дети очень любят и ценят совместные игры с родителями, однако игра вместе с ребенком требует большого такта. Помните, что кроме развивающего эффекта, игровая деятельность должна прежде всего доставить радость!

Использованы материалы книги Венгер А.Л., Венгер Л.А. Домашняя школа. -  М., 1994.