Солнышко
Солнышко

Развитие внимания детей младшего школьного возраста

Для любой деятельности ребенка, будь то учебная, познавательная или игровая деятельность, необходимым условием является внимание. Без внимания ребенок не может самостоятельно выполнить задание или поручение взрослого. 

Внимание – концентрация сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов. 

Выделяют три вида внимания: непроизвольное (непреднамеренное), произвольное (преднамеренное) и послепроизвольное. 
Только умелое чередование активизации произвольного и непроизвольного, внешнего и внутреннего внимания может обеспечить достаточно высокий уровень продуктивности занятий. 

Часто родители жалуются именно на отсутствие внимания у своих детей. 
Принято различать следующие виды невнимания: 

Истинное невнимание — когда человек не может сконцентрироваться ни на чем конкретном. Такой вид рассеянности возникает при долгой монотонной работе, сильной усталости, недостатке сна. Может быть симптомом клинической депрессии. 

Мнимая рассеянность — наоборот, следствие чрезмерной концентрации на чем-то одном. При этом человек плохо контролирует остальные свои действия и не замечает, что происходит вокруг. Мнимую рассеянность делят на так называемую "профессорскую", когда мысли заняты сложными построениями, и "поэтическую", мечтательную. К этому же виду относится полная фокусировка на внешнем объекте, из-за чего человек не замечает, что происходит вокруг. 

Ученическая рассеянность — неспособность удерживать внимание на одной задаче сколько-нибудь продолжительное время. 

Так называемый СРВ — синдром рассеянного внимания (или дефицита внимания) у детей относится именно к этому виду и часто связан с повышенной подвижностью и гиперактивностью. Приблизительно 5% детей ставится диагноз СРВ. 
Синдром рассеянного внимания у детей может корректироваться специальными упражнениями на концентрацию, решением логических задач и головоломок. Очень важно установить четкий распорядок дня, выделить достаточно времени для отдыха и физической активности. Основной причиной отсутствия внимания, если нет психопатологий, для детей является пониженный интерес к занятиям. Поэтому, прежде, чем начать лечение медпрепаратами, имеет смысл попытаться найти индивидуальный подход, при котором ребенок будет заинтересован в учебе и занятиях и сам захочет сконцентрироваться на них. 

Старческая рассеянность характеризуется пониженной способностью к переключению внимания , но концентрация на объекте при этом слабая. 

Мотивированно-обусловленная рассеянность — когда человек избегает концентрации внимания на неприятных или сложных задачах. Такое расстройство внимания, по мнению психологов, происходит от страха и стремления избежать его переживания.

Почему дети отвлекаются? 

В младшем школьном возрасте легко возникает непроизвольное внимание в отношении внешних объектов, поэтому младшие школьники часто отвлекаются. Кроме того, устойчивость произвольного внимания у них кратковременна. Дети 7-8 лет могут удерживать произвольное внимание с высокой степенью интенсивности только 10-15 минут. 

Многие проблемы неуспеваемости учащихся начальной школы связаны с физиолого-психологическими особенностями развития детей данного возраста. В частности внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером. Первоклассники и отчасти второклассники ещё не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. 

Наиболее распространенными причинами рассеянного внимания являются: 


Как развить внимание у школьника? 
Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше у детей данного возраста развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает учеников, без всяких усилий с их стороны. Но строить обучение только на непроизвольном внимании невозможно. Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления, более того – сами эти психические процессы «включаются» только, если возникло внимание. 

Внимание не имеет собственного содержания, а является обязательной частью других психических процессов. Таким образом, невозможно в чистом виде работать над развитием внимания. Однако можно развивать свойства внимания: объем, устойчивость, переключаемость, распределяемость, концентрацию. 

Как помочь ребенку? 
Для тренировки этого психологического процесса у любимого чада родителям необходимо: