Солнышко
Солнышко

Аналитическая справка о результатах мониторинга РППС

Цель: оценить степень соответствия РППС детского сада ФГОС ДО, ФОП ДО и рекомендациям Минпросвещения.
Сроки: 
Группы: группы раннего и дошкольного возраста.
 
Критерии оценки:
 
 
Инструментарий:
 
 
В ходе оценки РППС были использованы следующие методы:
 

На основании плана-графика проведения мониторинга инфраструктуры была проведена оценка степени готовности РППС детского сада к реализации ФОП ДО и соответствия ее рекомендациям Минпросвещения.

В ходе контроля выявлено:

В 2023/24 учебном году в детском саду проводился мониторинг формирования
инфраструктуры РППС детского сада. При формировании и корректировке РППС были
задействованы все участники образовательных отношений: педагоги, дети и родители.

Процедура мониторинга состояла из трех этапов:

первый этап — оценка соответствия РППС требованиям ФГОС и ФОП ДО, а также
рекомендациям Минпросвещения;

второй этап — контроль востребованности компонентов РППС у педагогов, детей
и родителей;

третий этап — оценка РППС в рамках смотра-конкурса;

четвертый этап – составление аналитической справки и плана МТБ

Первый этап
В рамках первого этапа мониторинга проводилась оценка соответствия РППС нормативным
документам. В группах раннего и дошкольного возраста оценка РППС проводилась в два
этапа: оценка состояния РППС по требованиям ФГОС и ФОП ДО и оценка наличия центров
активности РППС и их наполнения с использованием карт оценки и контроля.

Группа раннего возраста

В группах создана комфортная РППС, соответствующая гендерным, индивидуальным особенностям детей, семейной,
гражданской принадлежности и вызывающая патриотические чувства. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободнозаниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности.

РППС групп содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей. Все центры активности
и их содержание доступны детям: игрушки, дидактическийи развивающий материал, игры.

Все группы оснащены:

материалами и оборудованием для игровой деятельности;

материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;

материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;

материалами и оборудованием для двигательной активности.


Для соблюдения принципа вариативности материал периодически меняется, появляются
новые предметы, стимулирующие все виды детской деятельности. В организации РППС
активно участвуют дети — так воспитанникам предоставляется возможность выставлять
свои работы по направлению продуктивной деятельности в пространстве группы: рисунки,
коллажи, поделки. Для этого используются веревки с прищепками, магнитные доски,
мольберты, полочки.


В группе раннего возраста материалы и оборудование РППС подобраны с учетом возраста
детей, а также их физических показателей: все игры и игрушки расположены на доступной
для ребенка высоте. При создании развивающего пространства в групповом помещении
учитывается ведущая роль игровой деятельности. Среда может видоизменяться в зависимости                                                          от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
РППС обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных                                                   видах детской активности.

Среда содержит разные пространства — для игры, конструирования, уединения.
Созданные условия РППС в группах способствуют сохранению физического и психического
здоровья, интеллектуальному, художественно-эстетическому, социально-нравственному
развитию, психоэмоциональному комфорту ребенка и его социализации. Все элементы
РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности
в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами
пожарной безопасности.

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных центров активности,
оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы
доступны детям.

В группах раннего возраста оформлены шесть центров:

центр двигательной активности для развития основных движений детей;

центр сенсорики и конструирования;

центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр;

центр творчества и продуктивной деятельности;

центр познания и коммуникации;

центр экспериментирования и труда.


Игры, пособия в центрах полифункциональны и пригодны для использования в разных
видах деятельности.
Также оформлен центр уединения. Это центр, где ребенок может расслабиться, устранить
беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишнее напряжение. В центре есть
детский диван, ширма, он наполнен игровым материалом по рекомендациям педагога-
психолога.


В ходе оценки были выявлены следующие недочеты:

центр познания и коммуникации содержит игровые материалы, не соответствующие
данному возрасту;

в центре творчества и продуктивной деятельности имеется материал, который
допускается в работе с детьми более старшего возраста;

в результате анализа паспортов РППС групп раннего возраста: в документе
не учтен весь перечень игрового оборудования и материалов.


Группы дошкольного возраста

В группах создана комфортная РППС, соответствующая возрастным, индивидуальным
особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям
в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно
заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы
самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для                                                свободного передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким
образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Развивающая РППС в группах обеспечивает максимальную реализацию образовательного
потенциала и развитие детей в различных видах детской деятельности.

В соответствии с возрастными особенностями это:

предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

экспериментирование с материалами и веществами (песок, крупы);

общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством
взрослого;

самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;

восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

рассматривание картинок;

двигательная активность.


Для соблюдения принципа вариативности материал периодически меняется, появляются
новые предметы, стимулирующие все виды детской деятельности. В организации РППС
активно участвуют дети — так воспитанникам предоставляется возможность выставлять
свои работы по направлению продуктивной деятельности в пространстве группы: рисунки,
коллажи, поделки. Для этого используются веревки с прищепками, магнитные доски,
мольберты, полочки.
Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в группе, возможности
безопасно играть и заниматься образовательной деятельностью. Вся мебель расположена
так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной,
игровой, образовательной). В центрах активности размещены знаки, напоминающие
об аккуратном и безопасном обращении с тем или иным предметом. Педагоги регулярно
проводят инструктаж по технике безопасности (безопасность во время образовательной
деятельности — обращение с ножницами, кисточками, карандашами, пластилином).
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных центров активности.
В некоторые группах продумано соседство центров и их интеграция.

В средней и старших группах четко прослеживается 11 центров активности:

центр двигательной активности;
центр безопасности;
центр игры;
центр конструирования;
центр логики и математики;
центр экспериментирования;
центр познания и коммуникации;
книжный уголок;
центр театрализации и музицирования;
центр уединения;
центр творчества.
 
В группе компенсирующей направленности также создан центр коррекции, в котором дети
могут проводить как свободную деятельность, так и индивидуальные занятия
со специалистами. Наполнение центра соответствует требованиям ФГОС ДО и ФАОП,
а также методрекомендациям Минпросвещения.
 
Размещение оборудования в подготовительной группе предполагает гибкое зонирование
и возможность трансформации среды с учетом стоящих воспитательных и образовательных
задач, а также игровых замыслов детей.
 
В ходе проверки были выявлены и недочеты в содержании центров:
 
в центре театрализации и музицирования старшей группы представлены не все
музыкальные инструменты рекомендованные ФОП ДО.
в некоторых группах отсутствует паспорт РППС;
в средних группах книжный уголок содержит материалы, которые не соответствуют
данному возрасту.
Вывод
РППС спроектирована в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО. Предметно-
развивающая среда групп максимально приближена к интересам и потребностям каждого
дошкольника.
 

Второй этап

В рамках второго этапа мониторинга педагогами детского сада было организовано
анкетирование родителей, с целью выявить и изучить запросы родителей на улучшение
РППС возрастных групп. В опросе приняли участие родители воспитанников всех 13
возрастных групп — в количестве180 человек.
В ходе анкетирования выявлено:
На вопрос «Созданы ли, на Ваш взгляд, в группе, которую посещает Ваш ребенок, условия
для всестороннего развития и воспитания детей» 86 процентов опрошенных ответили «Да».
На вопрос «Какие из перечисленных условий созданы в группе» родители ответили
следующим образом:
 
89 процентов родителей ответили — для художественно-эстетического развития
детей;
 
93 процентов — для речевого развития детей;
 
93 процентов — для познавательного развития детей;
 
89 процентов — для социально-коммуникативного развития детей;
 
93 процентов — для физического развития детей;
 
100 процентов — для игровой деятельности.
 
Из приведенных выше результатов можно сделать вывод, что в детском саду созданы все
необходимые условия для всестороннего развития детей.
100 процентов родителей отметили, что в оформлении интерьера группы присутствуют
творческие работы детей и воспитателей, при этом 80 процентов родителей отмечают
в оформлении интерьера группы креативный подход воспитателей.
100 процентов опрошенных родителей считают помещение детского сада эстетически
оформленным. Никаких идей по оформлению (обновлению) интерьера группы родителями
не было предложено. Родителям бы хотелось получать информацию о поведении,
достижениях и развитии ребенка, о моментах, которым нужно уделить внимание на взгляд
педагогов.
В результате анкетирования можно сделать вывод о том, что основной состав родителей
удовлетворены состоянием РППС, в группе и в детском саду созданы благоприятные условия
для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями                                                                       и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
 
Также в рамках второго этапа мониторинга было организовано анкетирование
педагогов, с целью выявить востребованность компонентов РППС в работе педагогов с детьми.                                                            
На основании результатов анкетирования сделаны следующие выводы:
 
75 процентов педагогов полностью удовлетворены оформлением групповых ячеек;
 
78 процентов педагогов считают зонирование групповой ячейки оптимальной для
своей возрастной категории;
 
25 процентов педагогов испытывают затруднение при оформлении РППС по образовательным областям;
 
65 процентов педагогов считают оснащение групповых ячеек в полном объеме и
35процентов педагогов —дооснастить помещения оборудованием, а именно мебелью;
 
На основании вышеизложенных результатов можно сделать вывод, что педагоги положительно оценивают                        развивающую предметно-пространственную среду в детском саду.
Педагоги предлагают пути решения для ее изменения и преобразования. Тем не менее необходимо
продолжать организацию методической работы с педагогами по вопросам создания развивающей
предметно-пространственной среды с учетом требований ФГОС и ФОП ДО, а также методрекомендаций Минпросвещения.
 

Третий этап

 
На третьем этапе в рамках проведения мониторинга оценки РППС был организован
и проведен смотр-конкурс «Лучшая РППС в ДОО».
 
Цель данного мероприятия — определить уровень организации предметно-развивающей среды                                                            в группах и выявить лучшие практики среди педагогов ДОО.
Для проведения конкурса по приказу заведующего было организовано заседание жюри по оценке РППС.
В ходе проведения конкурса согласно положению были просмотрены все групповые ячейки.
 
Для подведения итогов использовались универсальные листы по оценке РППС в группах на соответствие
требованиям ФГОС и ФОП ДО. С их помощью члены жюри оценивали среду по следующим показателям:
 
внешний вид помещения, эстетика оформления;
 
санитарное состояние;
 
соответствие мебели и крупного игрового оборудования возрастным особенностям
групп;
 
наличие центров детской деятельности;
 
наличие ИКТ;
 
соответствие РППС требованиям ФГОС, ФОП ДО и СанПиН.
 
По результатам конкурса наибольшее количество баллов набрали следующие возрастные
группы: 
 
Общий вывод
 
В целом РППС групп соответствует требованиям ФГОС, ФОП и ФАОП ДО. Педагоги
учитывают в оформлении РППС методрекомендации Минпросвещения.
В детском саду созданы все необходимые условия для всестороннего развития детей, но,
несмотря на это, необходимо улучшение материальной базы и развивающей предметно-
пространственной среды:
педагоги предложили сделать зону отдыха с просмотром полезной литературы
и консультаций для родителей, оформить уголок первоклассника, наполнить групповые
помещения трансформируемой мебелью, чтобы у детей было больше свободного
пространства, оснастить более современным инвентарем групповые ячейки.
 
По результатам проведения мониторинга были приняты следующие решения:
 
1 Педагогам пересмотреть и дооформить паспорта РППС согласно реальной комплектации
групп и перечням Минпросвещения.
 
Ответственный: старший воспитатель.
Срок: 
 
Педагогам возрастных групп представить старшему воспитателю список с наименованиями
необходимого оборудования и материалов согласно рекомендациям Минпросвещения.
 
Ответственные: педагоги возрастных групп.
Срок: 
 
2 Пополнить среду путем приобретения современного игрового оборудования,
трансформируемой мебели, мягких модулей, которые помогут создать условия для
интеграции содержания пяти взаимодополняющих образовательных областей.
 
3 Все замечания, которые были выявлены в ходе оценки РППС, исправить.
 
Ответственные: педагоги возрастных групп.
Срок: 
 
4 Оформить для родителей на сайте ДОО и во всех группах памятки по организации развивающей
предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС и ФОП ДО и по принципам безопасности
игровой продукции.
 
Ответственный: старший воспитатель.
Срок: 
 
5 Составить с рабочей группой проект «Зона отдыха» для родителей с перечнем
необходимого оборудования и материалов и представить на согласование заведующему.
 
Ответственный: старший воспитатель.
Срок: 
 
6 Воспитателям подготовительных к школе групп подготовить проект «Уголок для первоклассника»                                                     с перечнем необходимого оборудования и материалов. Привлечь к участию педагога-психолога.
 
Ответственный: старший воспитатель, педагог-психолог.
Срок: 
 
7 Старшему воспитателю оформить перечень необходимого игрового оборудования и материалов
с учетов списков, которые представили педагоги возрастных групп.
 
Ответственный: старший воспитатель.
Срок: 
 
Заведующий
 
Старший воспитатель
 
Дата составления справки: