В период от 6 месяцев до года малютка под вашим чутким руководством может многому научиться. И если игровые занятия проводятся «с огоньком», у родителей есть все шансы услышать до года первые слова малыша.
Родители, конечно же, уже успели заметить, как малышу нравится, когда с ним разговаривают!? Он внимательно следит за движением губ, за выражением лица взрослого. Часто ребенок вкладывает пальчики сначала себе в рот, а потом, - в рот говорящего, как бы проверяя: как же всё это там работает? Улыбнитесь. Вслед за вами улыбнется и ребенок. Улыбка свидетельствует об устойчивом речевом контакте. Да, да, именно речевом. Механизм звукопроизношения у малыша уже заложен, вот только не может реализоваться. Пока… А улыбка - это первый этап в артикуляции звуков и значимый сигнал к общению.
В свободные минуты бодрствования займитесь с крохой мимико-артикуляторной гимнастикой. Покажите ему смешные гримасы: откройте рот, вытяните вперёд губы, покажите язык, надуйте щеки, пошлёпайте губами, подвигайте из стороны в сторону нижней челюстью, нахмурьте брови. Восторг малютки будет неописуемый! Что-то он и сам попробует изобразить.
Ваше лёгкое прикосновение к губкам, щёчкам ребенка будет своеобразным массажем его артикуляционных органов. Дотрагиваясь до них, говорите: «Вот губки (щёчки, подбородочек)!» Когда малыш будет тянуться и прикасаться к вашему лицу, называйте те точки, до которых он дотронулся: «Это нос (глаза, брови, лоб, щёки и т.д.)».
С каждым днем ваши беседы с малюткой будут все более продолжительными и содержательными. Каждое ваше действие, соприкосновение будет сопровождаться комментариями, потешками, шутками-прибаутками. Ласковый тон и напевная мелодичность малых фольклорных форм создадут вокруг малютки ауру защищенности. На нашем сайте вы найдете потешки и приговорки буквально на каждый момент жизни крохи: на сон грядущий, на пробуждение, на умывание, на кормление, на одевание, на знакомство с окружающим миром. Благодаря ним, малыш будет вслушиваеться в речь, у него возникнет слуховое сосредоточение. На материале потешек и приговорок постигаются азы звукопроизношения, усваивается лексика (словарь) родного языка.
Уже в этом возрасте можно и нужно играть с малышом!!! Игры, способствующие накоплению пассивного словаря.
Накопление пассивного словаря (ребенок еще не говорит, но понимает значение слов), идёт и в других играх со взрослыми. Это всевозможные «прятки» игрушек, разглядывание и называние предметов, их частей. Все ваши слова, все манипуляции побуждают ребенка к выполнению каких-то действий. «Посмотри, какой славный мишка. Давай его погладим. Покажи, где у мишки глазки? А где ротик? Как мишка умеет ходить? Мишка устал, давай его укачаем». Помните об интонации. Голос взрослого должен быть выразительным, а чувства - искренними. Малыш быстро улавливает фальшь и отсутствие живого интереса к игре. Так что вам придется проявить актерский талант!
Маленькие дети обожают игру «Прятки с платком». Сначала вы сами прячете лицо и говорите: «Где мама? Нет мамы!» Кроха стягивает с вашей головы платок и весело смеется, как бы говоря: «Да вот же ты!» А потом вы набрасываете платок на голову малыша и удивленно восклицаете: «Где Илюшенька? Куда он спрятался?» Ребенок затихает, а потом начинает снимать с себя платок. Вы - радостно: «Да вот же Илюшенька!»
Или другая игра-развлечение: «Кочки». Вы сажаете малыша на колени и изображаете езду по неровной дороге, с ухабами, кочками и ямами:
Ехали мы, ехали,
Ехали в Орехово
По кочкам, по кочкам,
По узеньким дорожкам,
Да в ямку - бух!
Пальчиковые игры и потешки - лучшие помощники речевого становления вашего ребенка.
Не меньший восторг вызывают у малышей игровые потешки: «Ладушки», «Пока-пока!», «Догоню-догоню!», «Сорока», «Коза рогатая». Они сопровождаются совместными движениями рук, ног. Не забывается и выразительная мимика.
Например:
Идет коза рогатая, (Взрослый изображает козу.)
Идет коза бодатая. (На голове из пальцев сооружаются «рожки».)
Ножками: топ-топ, (Взрослый топает ногами.)
Глазками: хлоп-хлоп. (Хлопает глазами.)
Молочка не пьет-Кто кашку не ест, (Шутливо-сердитое выражение лица.)
Забодает, забодает, забодает!
При этом взрослый начинает слегка щекотать «козой», сложенной из пальцев тельце малютки. А, может быть, кроха сам попробует сложить из пальчиков «козу» и «забодает» вас? Очень весело!
Это всё те же пальчиковые игры. Они будут сопровождать речевое становление вашего ребенка весь период до школы. Игр таких – множество. Приведем пример для детей до одного года. Вы загибаете пальчики малыша и приговариваете:
Этот пальчик - дедка,
Этот пальчик - бабка,
Этот пальчик - папенька,
Этот пальчик - маменька,
А вот этот - малышок
И зовут его - Сашок.
Последние две строчки можно изменять: «А вот этот крошечка, маленький Антошечка» или «А вот эта кралечка, - наша дочка Анечка» и т.д. Все зависит от вашей фантазии!
Если с первых дней малыша окружали слова забавных пестушек, потешек, закличек и прибауток, его вхождение в мир звуков и слов будет естественным и непринужденным.