Мальгина Елена Николаевна
Основные задачи социально-реабилитационного центра, определенные Уставом учреждения, - это профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Решение указанных задач в первую очередь требует работы по здоровьесбережению, так как здоровье детей, поступающих в центр, характеризуется отклонениями от нормы. Практически все они имеют ту или иную патологию. Кроме того, более половины из них отстают в физическом развитии. Дети поступают в центр ослабленными, со сниженным иммунитетом, часто болеют, имеют хронические заболевания. Многим ставится диагноз «социальная и педагогическая запущенность». Дети-дошкольники практически все нуждаются в логопедической коррекции. Значительная часть детей имеют органическое поражение центральной нервной системы, страдают энурезом, различными формами аллергических заболеваний, расстройствами сна. Они возбудимы и агрессивны.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних имеет особенности, которые позволяют ему эффективно организовать работу по здоровьесбережению.
Субъектами процесса здоровьесбережения социально-реабилитационного центра являются дети и их семьи. Решать вопросы здоровья невозможно без учета широкого спектра социальных факторов, особенно значимых в детском возрасте. Поэтому необходимы системные социальные медико-психолого-педагогические воздействия на различных этапах социального неблагополучия, направленные не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья детей.
Для осуществления необходимых социальных воздействий на семью и детей в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних используются различные здоровьесберегающие технологии. Под здоровьесберегающими технологиями мы понимаем все технологии, применение которых идет на пользу здоровья воспитанников центра. Мы считаем необходимым условием реализации здоровьесберегающих технологий - наличие здоровьесберегающего пространства. И строим его исходя из того, что здоровьесберегающее пространство - это среда, организованная в учреждении для обеспечения безопасности детей, условий для их развития, а также восстановления, сохранения и укрепления здоровья.
В своей работе специалисты опираются на следующие принципы функционирования здоровьесберегающего пространства в СРЦН:
1) Внешняя открытость.
Обеспечивается приемом в центр несовершеннолетних, независимо от их социального статуса, способностей, состояния здоровья и склонностей. Но согласно положению о социально-реабилитационном центре не могут быть приняты лица в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, с острыми инфекционными заболеваниями.
2) Внутренняя открытость.
Выражается в стремлении в каждом случае подобрать оптимальную технологию, обеспечить индивидуальный подход к ребенку и его семье. Отсюда необходимое сочетание различных медицинских, педагогических, психологических, социальных систем и технологий. Включение ребенка в здоровьесберегающее пространство дает возможность устранить или смягчить действия факторов риска, оказывающих влияние на него самого и его семью, оказать ему медико-социальную помощь.
3) Командная деятельность.
Обеспечивает взаимодействие специалистов разного профиля (медицинских работников, психологов, логопеда, социальных педагогов т.д.), с одной стороны, и несовершеннолетнего, его семьи, с другой — в едином здоровьесберегающем пространстве. Согласованный подход позволяет преодолеть узкопрофессиональное отношение к жизненной ситуации ребенка в целом. Командная деятельность лежит в основе интеграции специалистов центра. Необходимыми условиями командной работы являются четко простроенное взаимодействие между членами команды, ведение единой документации, на основании которой делается оценка эффективности здоровьесберегающих действий с семьей и детьми.
Отличительные особенности командной работы:
4) Создание в едином здоровьесберегаюшем пространстве терпевтических сред.
Терапевтическая среда — это предметная среда, т.е. помещение, которое в соответствии с поставленными задачами наполняется оборудованием. Оно представлено: медицинским оборудованием, сюжетно-образными игрушками, музыкально-театральным реквизитом, физкультурным инвентарем, крупногабаритными предметами (диван, детские лы и стульчики, мягкие геометрические модули и т.д.) и др.
Здоровьесберегающее пространство состоит из следующих профильных блоков:
Каждый профильный блок здоровьесберегающего пространства имеет свои терапевтические среды:
Оздоровительную направленность имеет вся организация жизнедеятельности ребенка в Центре. Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач воспитательно-реабилитационного процесса. Только благодаря комплексному подходу к воспитанию детей могут быть решены задачи формирования и укрепления их здоровья.
Здоровьесберегающие технологии:
1. Медицинское направление здоровьесберегающей деятельности заключается в проведении:
2. Психологическое направление.
Деятельность психолога центра ориентирована на коррекцию, восстановление и сохранение психического здоровья детей, их оптимальную социализацию и адаптацию в социуме. Психолог строит свою деятельность по следующим основным направлениям:
3. Педагогическое направление здоровьесберегающей деятельности.
4. Социальное направление: