Модуль «Художественно-прикладное творчество в социальной реабилитации несовершеннолетних»

 

По результатам регионального конкурса «Программ модулей повышения квалификации» наше учреждение как победитель награждается Сертификатом по программе модуля «Художественно прикладное творчество в социальной реабилитации несовершеннолетних» (2011 г.). По итогам  конкурса данная программа внесена  в модульный депозитарий АО ИППК РО. В связи с этим ГБСУ АО ССРЦН «Солнышко» заключило  27 марта  2013 года договор  с АО ИППК РО с целью реализации программы модуля для повышения квалификации работников социальной сферы.  Реализовали данный проект 15-16 ноября 2013 г. (16 часов).

Авторы - составители:

Степанова В.Г., заведующая научно-методической службы;

Сандульская О.В.. старший методист научно-методической службы;

Перепелкина Т.Е., инструктор-методист научно-методической службы



Пояснительная записка

 

Художественно-прикладное творчество – важнейшая составная часть духовной культуры, особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявления, так  или иначе, связанных с человеком. В настоящее время искусство широко используется в качестве  средства социальной реабилитации несовершеннолетних. Занимаясь художественно-прикладным творчеством, несовершеннолетние по-разному открывают мир, познают себя,  позитивно начинают относиться к людям и окружающему. Как показывают последние исследования ученых, занятия художественно-прикладным творчеством позволяют:

 

Поэтому целью модуля является - актуализация знаний слушателей и овладение ими навыками художественно-прикладного творчества в социальной реабилитации несовершеннолетних.

Задачи:

В содержание модуля включены темы, отражающие основные научно -  теоретические подходы в организации художественно-прикладного творчества в социальной реабилитации несовершеннолетних.

Структура модуля: пояснительная записка, учебный план,  учебно-тематический план, содержание тем модуля, список литературы, информационно-методическое обеспечение модуля.

Модуль «Художественно-прикладное творчество в социальной реабилитации несовершеннолетних» включает в себя 16 часов и заканчивается итоговым контролем в виде защиты проектов.

Модуль может войти в программу повышения квалификации воспитателей, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, психологов и других  категорий педагогических работников.

 

 Краткая аннотация модуля программы

 

Категория слушателей: воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, психологи и другие  категории педагогических работников.

Цель: вооружить специалистов знаниями художественно-прикладного творчества в социальной реабилитации с несовершеннолетними.

Сроки обучения: общее количество часов – 16, из них: лекции – 2, практические – 14;

Режим занятий: 8 академических часов в день.

В результате обучения слушатели, успешно освоившие модуль смогут:

Ключевые понятия модуля: личность, мотивация, способности, творчество,  художественная деятельность, художественно-прикладное творчество, тиснение, художественное вырезание, оригами, мукосоли,  арттерапия.

Форма контроля: собеседование,защита проектов

 

Учебный план

 

п/п

Наименование

тем модуля

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практ. занятие

1.

Художественно-прикладное творчество в социальной реабилитации несовершеннолетних

16

2

14

Собеседование,защита проектов

 

Итого:

16

2

14

 

 

Учебно-тематический план

 

п/п

Наименование

тем модуля

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практ. занятие

1.

Психолого-педагогические основы художественной деятельности детей

2

2

 

Собеседование

2.

Художественно-прикладное творчество, его виды и жанры. Значение художественно-прикладной деятельности в социальной реабилитации несовершеннолетних

2

 

2

Собеседование

3.

Работа с бумагой: прорезывание и тиснение. Особенности организации занятия

2

 

2

Изготовление открытки в смешанной технике

4.

Работа с бумагой: оригами. Особенности организации занятия

2

 

2

Изготовление

оригинальных изделий в технике оригами

5.

Работа с тканью. Особенности организации занятия

2

 

2

Изготовление панно

6.

Работа с тестом (мукосоли).

Особенности организации занятия

2

 

2

Изготовление панно

7.

Приемы арттерапии в социальной реабилитации несовершеннолетних

2

 

2

Подбор игр и упражнений, содержащих арттерапевтические техники

8.

Итоговое занятие.

2

 

2

Защита проектов

Итого:

16

2

14

 

 

Содержание программы модуля

 

1.1. Психолого-педагогические основы художественной деятельности детей

(лекция – 2 часа)

Понятие «художественная деятельность». Особенности художественной деятельности. Принципы художественной деятельности.  Средства, методы и формы художественной деятельности.

Особенности личности, способствующие художественно-творческой деятельности.

Показания к использованию художественно-творческой деятельности в социальной реабилитации несовершеннолетних.

 

1.2. Художественно-прикладное творчество, его виды и жанры. Значение художественно-прикладной деятельности в социальной реабилитации несовершеннолетних

(практическое занятие  – 2 часа) 

 Понятие «творчество».  Понятие «художественно-прикладного творчество», его виды, жанры.

Значение художественно-прикладной деятельности в социальной реабилитации несовершеннолетних

 

1.3. Работа с бумагой: прорезывание и тиснение. Особенности организации занятия

(практ. занятие – 2 часа) 

Бумага как художественный материал. Моделирование из бумаги (сгибание, вырезание, тиснение). Техники декоративного вырезания: «Цзяньчжи», «Вытынанка». Техника и приемы теснения.

            

1.4. Работа с бумагой: оригами. Особенности организации занятия

(практ. занятие – 2 часа)

Моделирование из бумаги: оригами. История оригами. Виды и техники оригами: простое оригами, складывание по развертке, модульная оригами, мокрое складывание. Особенности подбора материала.

. 

1.5. Работа с тканью. Особенности организации занятия

(практ. занятие – 2 часа)

Ткань как художественный материал. Техники и приемы работы с тканью: лоскутное шитье, декорирование, изготовление поделок. Особенности подбора материала.

 

1.6. Работа с тестом (мукосоли). Особенности организации занятия

(практ. занятие – 2 часа)

 Тесто как художественный материал. История тестопластики или мукосоли. Техники и приемы работы с тестом.

 

1.7. Приемы арттерапии в социальной реабилитации несовершеннолетних

(практ. занятие – 2 часа)

Понятие «арттерапия». Виды арттерапии. Особенности использования методов арттерапии в социальной реабилитации с   несовершеннолетними. Арттерапевтические техники: упражнения для индивидуальной работы Работа с эффектами. Арттерапевтические упражнения: упражнения, подталкивающие к самовыражению Разминки для групповых и индивидуальных занятий.

 

1.8. Итоговое занятие. Защита проектов.

(практ. занятие – 2 часа)

 Представление проектов по художественной деятельности: презентация, мастер-класс по художественно-прикладному творчеству  с  использованием арттерапевтических приемов.

 

 Форма и содержание итогового контроля 

 

В ходе итогового контроля оцениваются результаты освоения модуля, которые проявляются в проектировочных умениях. Основной формой итогового контроля является проект по художественной деятельности.

 

Библиография 

 

Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. – М.: Лада, 2008. – 192 с.

Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. – М., 1984.

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Универсальный бумажный конструктор – оригами. – М.: Аким, 1997. – 64 с.

Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. – М.: Просвещение, 1977 – 186 с.

Берсенева Г.К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001. – 64 с.

Богуславская З.М.  Развивающие  игры  для  детей  младшего  дошкольного  возраста: Кн.  для  воспитателя  дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.; 

Давай поиграем! Организация  и  проведение  игровых  занятий  с  детьми/Под ред. Г.Л. Аницупова – Ростов /Д: Феникс, 2000.- 192 c.  .

Копытин А.Н. Основы  арттерапии. -  СПб.:  Лань, 1999. – 256 с

Кряжева  Н.Л. Развитие  эмоционального  мира  детей.  Популярное  пособие  для  родителей  и  педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. - 208с.

Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. – М.: Педагогика, 1992. – 453 с.

Лихачева Т.Г. Моя подружка – мягкая игрушка. – Ярославль: Академия развития, 1999. – 96 с.

Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутки. – М.: ЭСКМО-Пресс, 1998. – 112 с.

Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 208 с.

Новиков А.М. Методология художественной деятельности. – М.:  Эгвес, 2008 – 72.

Оклендер В. Окна  в  мир  ребенка: Руководство  по  детской  психотерапии / Пер. с  англ..- М.: Независимая  фирма  «Класс», 1997.-336 с.

Пацци Л. Фантазии из соленого теста. – М.: Мой мир, 2008. – 112 с.

Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2000. – 104 с.

Оригами. Игрушки из бумаги. – СПб.: Дельта, 2000. – 320 с.

Рыбак Е. Игротека. Оздоровительные  игры  и  упражнения  для  детей  и  взрослых. Методические  рекомендации. - Архангельский  областной  педагогический  институт  переподготовки  и  повышения  квалификации  работников  образования, 2000.- 24с.

Садонова В.Н. Пути развития художественных способностей на занятиях искусства. - М.: Просвещение, 2001. – 42 с.

Хапчаева З.А. Психолого-педагогические основы развития художественных способностей личности. – М.: Просвещение, 2001. – 53 с.

Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1985. – 142 с.

Федотова М.В. Цветы из ткани. – М.: Культура и традиция, 2001.- 72 с.

  

Информационно-методическое обеспечение модуля 

 

1. Место проведения:творческая мастерская, оборудованная необходимыми техническими материалами и оборудованием.

2.  Методические разработки: конспекты занятий, памятки способов тиснения и прорезывания, схемы поделок  из оригами и алгоритмы действий, игры для разминки, содержащие арттерапевтические приемы и техники, классические рецепты приготовления теста для  тестопластики, памятка по технике безопасности по работе с различными материалами и др.

3. Средства обучения:

 

4. Раздаточный материал: цветная бумага, клей ПВА, ножницы, цветные ручки, карандаши (цветные и простые), фломастеры), краски (гуашь, акварель), ластики, швейные нитки, тесто для мукосоли,  стеки, листы А-4 и др.