По результатам регионального конкурса «Программ модулей повышения квалификации» наше учреждение как победитель награждается Сертификатом по программе модуля «Художественно прикладное творчество в социальной реабилитации несовершеннолетних» (2011 г.). По итогам конкурса данная программа внесена в модульный депозитарий АО ИППК РО. В связи с этим ГБСУ АО ССРЦН «Солнышко» заключило 27 марта 2013 года договор с АО ИППК РО с целью реализации программы модуля для повышения квалификации работников социальной сферы. Реализовали данный проект 15-16 ноября 2013 г. (16 часов).
Авторы - составители:
Степанова В.Г., заведующая научно-методической службы;
Сандульская О.В.. старший методист научно-методической службы;
Перепелкина Т.Е., инструктор-методист научно-методической службы
Пояснительная записка
Художественно-прикладное творчество – важнейшая составная часть духовной культуры, особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявления, так или иначе, связанных с человеком. В настоящее время искусство широко используется в качестве средства социальной реабилитации несовершеннолетних. Занимаясь художественно-прикладным творчеством, несовершеннолетние по-разному открывают мир, познают себя, позитивно начинают относиться к людям и окружающему. Как показывают последние исследования ученых, занятия художественно-прикладным творчеством позволяют:
- регулировать и корректировать эмоциональное состояние детей и подростков (радоваться своим успехам, восхищаться результатом своей работы и результатом работы товарища и т.д.);
- пересматривать нравственные ориентиры, существенно изменить отношение к своей жизненной ситуации и не считать ее безвыходной;
- раскрыть и активизировать творческий потенциал несовершеннолетних.
Поэтому целью модуля является - актуализация знаний слушателей и овладение ими навыками художественно-прикладного творчества в социальной реабилитации несовершеннолетних.
Задачи:
- Определить и проанализировать актуальные проблемы в организации социальной реабилитации несовершеннолетних.
- Раскрыть особенности организации работы социальной реабилитации несовершеннолетних в процессе художественно-прикладного творчества.
В содержание модуля включены темы, отражающие основные научно - теоретические подходы в организации художественно-прикладного творчества в социальной реабилитации несовершеннолетних.
Структура модуля: пояснительная записка, учебный план, учебно-тематический план, содержание тем модуля, список литературы, информационно-методическое обеспечение модуля.
Модуль «Художественно-прикладное творчество в социальной реабилитации несовершеннолетних» включает в себя 16 часов и заканчивается итоговым контролем в виде защиты проектов.
Модуль может войти в программу повышения квалификации воспитателей, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, психологов и других категорий педагогических работников.
Краткая аннотация модуля программы
Категория слушателей: воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, психологи и другие категории педагогических работников.
Цель: вооружить специалистов знаниями художественно-прикладного творчества в социальной реабилитации с несовершеннолетними.
Сроки обучения: общее количество часов – 16, из них: лекции – 2, практические – 14;
Режим занятий: 8 академических часов в день.
В результате обучения слушатели, успешно освоившие модуль смогут:
- изучить возрастные, индивидуальные особенности детей и подростков «группы риска»;
- уметь организовывать педагогическое взаимодействие с учетом возрастных и личностных особенностей детей «группы риска»;
- актуализировать знания и умения в области форм организации социальной реабилитации с помощью художественно-прикладное творчество.
Ключевые понятия модуля: личность, мотивация, способности, творчество, художественная деятельность, художественно-прикладное творчество, тиснение, художественное вырезание, оригами, мукосоли, арттерапия.
Форма контроля: собеседование,защита проектов
Учебный план
№ п/п |
Наименование тем модуля |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
Лекции |
Практ. занятие |
||||
1. |
Художественно-прикладное творчество в социальной реабилитации несовершеннолетних |
16 |
2 |
14 |
Собеседование,защита проектов |
|
Итого: |
16 |
2 |
14 |
|
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование тем модуля |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
Лекции |
Практ. занятие |
||||
1. |
Психолого-педагогические основы художественной деятельности детей |
2 |
2 |
|
Собеседование |
2. |
Художественно-прикладное творчество, его виды и жанры. Значение художественно-прикладной деятельности в социальной реабилитации несовершеннолетних |
2 |
|
2 |
Собеседование |
3. |
Работа с бумагой: прорезывание и тиснение. Особенности организации занятия |
2 |
|
2 |
Изготовление открытки в смешанной технике |
4. |
Работа с бумагой: оригами. Особенности организации занятия |
2 |
|
2 |
Изготовление оригинальных изделий в технике оригами |
5. |
Работа с тканью. Особенности организации занятия |
2 |
|
2 |
Изготовление панно |
6. |
Работа с тестом (мукосоли). Особенности организации занятия |
2 |
|
2 |
Изготовление панно |
7. |
Приемы арттерапии в социальной реабилитации несовершеннолетних |
2 |
|
2 |
Подбор игр и упражнений, содержащих арттерапевтические техники |
8. |
Итоговое занятие. |
2 |
|
2 |
Защита проектов |
Итого: |
16 |
2 |
14 |
|
Содержание программы модуля
1.1. Психолого-педагогические основы художественной деятельности детей
(лекция – 2 часа)
Понятие «художественная деятельность». Особенности художественной деятельности. Принципы художественной деятельности. Средства, методы и формы художественной деятельности.
Особенности личности, способствующие художественно-творческой деятельности.
Показания к использованию художественно-творческой деятельности в социальной реабилитации несовершеннолетних.
1.2. Художественно-прикладное творчество, его виды и жанры. Значение художественно-прикладной деятельности в социальной реабилитации несовершеннолетних
(практическое занятие – 2 часа)
Понятие «творчество». Понятие «художественно-прикладного творчество», его виды, жанры.
Значение художественно-прикладной деятельности в социальной реабилитации несовершеннолетних
1.3. Работа с бумагой: прорезывание и тиснение. Особенности организации занятия
(практ. занятие – 2 часа)
Бумага как художественный материал. Моделирование из бумаги (сгибание, вырезание, тиснение). Техники декоративного вырезания: «Цзяньчжи», «Вытынанка». Техника и приемы теснения.
1.4. Работа с бумагой: оригами. Особенности организации занятия
(практ. занятие – 2 часа)
Моделирование из бумаги: оригами. История оригами. Виды и техники оригами: простое оригами, складывание по развертке, модульная оригами, мокрое складывание. Особенности подбора материала.
.
1.5. Работа с тканью. Особенности организации занятия
(практ. занятие – 2 часа)
Ткань как художественный материал. Техники и приемы работы с тканью: лоскутное шитье, декорирование, изготовление поделок. Особенности подбора материала.
1.6. Работа с тестом (мукосоли). Особенности организации занятия
(практ. занятие – 2 часа)
Тесто как художественный материал. История тестопластики или мукосоли. Техники и приемы работы с тестом.
1.7. Приемы арттерапии в социальной реабилитации несовершеннолетних
(практ. занятие – 2 часа)
Понятие «арттерапия». Виды арттерапии. Особенности использования методов арттерапии в социальной реабилитации с несовершеннолетними. Арттерапевтические техники: упражнения для индивидуальной работы Работа с эффектами. Арттерапевтические упражнения: упражнения, подталкивающие к самовыражению Разминки для групповых и индивидуальных занятий.
1.8. Итоговое занятие. Защита проектов.
(практ. занятие – 2 часа)
Представление проектов по художественной деятельности: презентация, мастер-класс по художественно-прикладному творчеству с использованием арттерапевтических приемов.
Форма и содержание итогового контроля
В ходе итогового контроля оцениваются результаты освоения модуля, которые проявляются в проектировочных умениях. Основной формой итогового контроля является проект по художественной деятельности.
Библиография
Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. – М.: Лада, 2008. – 192 с.
Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. – М., 1984.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Универсальный бумажный конструктор – оригами. – М.: Аким, 1997. – 64 с.
Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. – М.: Просвещение, 1977 – 186 с.
Берсенева Г.К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001. – 64 с.
Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.;
Давай поиграем! Организация и проведение игровых занятий с детьми/Под ред. Г.Л. Аницупова – Ростов /Д: Феникс, 2000.- 192 c. .
Копытин А.Н. Основы арттерапии. - СПб.: Лань, 1999. – 256 с
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. - 208с.
Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. – М.: Педагогика, 1992. – 453 с.
Лихачева Т.Г. Моя подружка – мягкая игрушка. – Ярославль: Академия развития, 1999. – 96 с.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутки. – М.: ЭСКМО-Пресс, 1998. – 112 с.
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 208 с.
Новиков А.М. Методология художественной деятельности. – М.: Эгвес, 2008 – 72.
Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / Пер. с англ..- М.: Независимая фирма «Класс», 1997.-336 с.
Пацци Л. Фантазии из соленого теста. – М.: Мой мир, 2008. – 112 с.
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2000. – 104 с.
Оригами. Игрушки из бумаги. – СПб.: Дельта, 2000. – 320 с.
Рыбак Е. Игротека. Оздоровительные игры и упражнения для детей и взрослых. Методические рекомендации. - Архангельский областной педагогический институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2000.- 24с.
Садонова В.Н. Пути развития художественных способностей на занятиях искусства. - М.: Просвещение, 2001. – 42 с.
Хапчаева З.А. Психолого-педагогические основы развития художественных способностей личности. – М.: Просвещение, 2001. – 53 с.
Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1985. – 142 с.
Федотова М.В. Цветы из ткани. – М.: Культура и традиция, 2001.- 72 с.
Информационно-методическое обеспечение модуля
1. Место проведения:творческая мастерская, оборудованная необходимыми техническими материалами и оборудованием.
2. Методические разработки: конспекты занятий, памятки способов тиснения и прорезывания, схемы поделок из оригами и алгоритмы действий, игры для разминки, содержащие арттерапевтические приемы и техники, классические рецепты приготовления теста для тестопластики, памятка по технике безопасности по работе с различными материалами и др.
3. Средства обучения:
- ТСО (мультимедийный проектор, ПК, магнитофон);
- печатные (учебники и учебные пособия, справочная литература, раздаточный материал и т.д.);
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы и т.д.);
4. Раздаточный материал: цветная бумага, клей ПВА, ножницы, цветные ручки, карандаши (цветные и простые), фломастеры), краски (гуашь, акварель), ластики, швейные нитки, тесто для мукосоли, стеки, листы А-4 и др.