Для любой деятельности ребенка, будь то учебная, познавательная или игровая деятельность, необходимым условием является внимание. Без внимания ребенок не может самостоятельно выполнить задание или поручение взрослого.
Внимание – концентрация сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов.
Выделяют три вида внимания: непроизвольное (непреднамеренное), произвольное (преднамеренное) и послепроизвольное.
Только умелое чередование активизации произвольного и непроизвольного, внешнего и внутреннего внимания может обеспечить достаточно высокий уровень продуктивности занятий.
Часто родители жалуются именно на отсутствие внимания у своих детей.
Принято различать следующие виды невнимания:
Истинное невнимание — когда человек не может сконцентрироваться ни на чем конкретном. Такой вид рассеянности возникает при долгой монотонной работе, сильной усталости, недостатке сна. Может быть симптомом клинической депрессии.
Мнимая рассеянность — наоборот, следствие чрезмерной концентрации на чем-то одном. При этом человек плохо контролирует остальные свои действия и не замечает, что происходит вокруг. Мнимую рассеянность делят на так называемую "профессорскую", когда мысли заняты сложными построениями, и "поэтическую", мечтательную. К этому же виду относится полная фокусировка на внешнем объекте, из-за чего человек не замечает, что происходит вокруг.
Ученическая рассеянность — неспособность удерживать внимание на одной задаче сколько-нибудь продолжительное время.
Так называемый СРВ — синдром рассеянного внимания (или дефицита внимания) у детей относится именно к этому виду и часто связан с повышенной подвижностью и гиперактивностью. Приблизительно 5% детей ставится диагноз СРВ.
Синдром рассеянного внимания у детей может корректироваться специальными упражнениями на концентрацию, решением логических задач и головоломок. Очень важно установить четкий распорядок дня, выделить достаточно времени для отдыха и физической активности. Основной причиной отсутствия внимания, если нет психопатологий, для детей является пониженный интерес к занятиям. Поэтому, прежде, чем начать лечение медпрепаратами, имеет смысл попытаться найти индивидуальный подход, при котором ребенок будет заинтересован в учебе и занятиях и сам захочет сконцентрироваться на них.
Старческая рассеянность характеризуется пониженной способностью к переключению внимания , но концентрация на объекте при этом слабая.
Мотивированно-обусловленная рассеянность — когда человек избегает концентрации внимания на неприятных или сложных задачах. Такое расстройство внимания, по мнению психологов, происходит от страха и стремления избежать его переживания.
Почему дети отвлекаются?
В младшем школьном возрасте легко возникает непроизвольное внимание в отношении внешних объектов, поэтому младшие школьники часто отвлекаются. Кроме того, устойчивость произвольного внимания у них кратковременна. Дети 7-8 лет могут удерживать произвольное внимание с высокой степенью интенсивности только 10-15 минут.
Многие проблемы неуспеваемости учащихся начальной школы связаны с физиолого-психологическими особенностями развития детей данного возраста. В частности внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером. Первоклассники и отчасти второклассники ещё не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна, их внимание легко отвлекается.
Наиболее распространенными причинами рассеянного внимания являются:
Как развить внимание у школьника?
Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше у детей данного возраста развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает учеников, без всяких усилий с их стороны. Но строить обучение только на непроизвольном внимании невозможно. Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления, более того – сами эти психические процессы «включаются» только, если возникло внимание.
Внимание не имеет собственного содержания, а является обязательной частью других психических процессов. Таким образом, невозможно в чистом виде работать над развитием внимания. Однако можно развивать свойства внимания: объем, устойчивость, переключаемость, распределяемость, концентрацию.
Как помочь ребенку?
Для тренировки этого психологического процесса у любимого чада родителям необходимо: