Солнышко
Солнышко

Занятия без слез

Пока малыш маленький родителей умиляет его неправильное произношение. Но к пяти годам ребенок, по нормам речевого развития, должен чисто произносить все звуки родной речи. Для решения речевых проблем родители обращаются к логопеду. Для каждого ребенка специалист выстраивает индивидуальную коррекционную программу. 

Одним из важнейших условий решения речевых проблем являются регулярные занятия дома. Логопедические занятия: в кабинете логопеда или в домашних условиях – это всегда значительный труд для ребенка. А труд – это в первую очередь – проявление волевых усилий. Маленькие дети не умеют управлять своими волевыми процессами. Их внимание готово переключаться на любой заинтересовавший их предмет.

Если на занятиях у логопеда ребенок еще работает, слегка опасаясь чужую тетю, то дома, бывает, наотрез отказывается заниматься. Что делать? Нужно ли наказывать его, давить строгими требованиями? Непослушание легче предотвратить, чем потом пытаться исправить ситуацию. Вот несколько советов, как не доводить дело до наказания. 

С первого занятия договоритесь с ребенком об определенных правилах поведения на занятии: не покидать его до конца, быть старательным, не спорить. И самое главное не нарушайте их сами. 

Сообщайте ребенку о предстоящем занятии заранее и не строгим тоном, а дружелюбно. Дружеские просьбы дети выполняют намного охотнее, чем повелительные приказы.

Установите определенный моцион начала и окончания занятия: звон колокольчика, любимая ребенком песенка. 

Любой труд должен иметь мотив. Необходимо замотивировать ребенка на занятие. Помните, что детей дошкольного возраста не прельщает далекая перспектива, типа: "Ты будешь потом красиво и правильно говорить!" Мотив должен быть близок. Ребенок должен быть твердо уверен, что после приложенных усилий он будет вознагражден. Например, просмотр любимого мультфильма, чтение книжки или чаепитие. Доверительное общение с ребенком, приготовленная вкусняшка к совместному чаепитию после занятия – будут прекрасным основанием для качественной работы на домашнем занятии.

Каждый родитель, имеющий ребенка дошкольника должен помнить, что до школы для их малыша основной деятельностью является игра. Отрабатывая дома выданный логопедом материал нужно постараться сделать домашнее занятие занимательным, обязательно используя игры и игровые приемы. Предложите ребенку пригласить к нему на занятие любимую игрушку. Устройте для нее мастер-класс. Используйте на занятии игры с мячом, игры-"бродилки", где на каждый ход проговаривается слог или слово с отрабатываемым звуком. Стройте башни из кубиков опять же с проговариванием речевого материала. Отправляйте поезд по станциям-словам, а машинку на склад за товаром (картинки с отрабатываемым звуком) для зайца.

Обыгрывайте скучные логопедические упражнения веселыми стихами. 

Не забывайте о поощрении во время занятий. Хвалите ребенка за труд. Оценивайте не самого ребенка, а его старание: "Ты постарался и у тебя получилось. Ты – молодец!"

Возьмите за правило – поиграть после занятия с ребенком какую-либо подвижную игру, чтобы снять физическое напряжение. И не забудьте взять с собой гостя – игрушку. 

Если учитывать эти особенности дошкольного возраста, то наказания, возможно, будут и не нужны, а скучные и нудные отработки речевого материла, превратятся в веселые занятия.