Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Вы можете, как и мы с ребятами, играть в мини-песочнице. Только для этого нужно заранее, еще летом, набрать сухого чистого песка, прокалить его в духовке, а когда станет холодно – достать его, насыпать в ящик и играть.
Работа с песком – это, по сути, постоянное движение рук, т. е. развитие мелкой моторики рук.
Я использую песок как средство решения поставленных на занятии задач.
Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
«Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.
Вот несколько примеров использования песка в работе с детьми.
Например, при развитии диафрагмального дыхания:
"Ровная дорожка для машинки" (через трубочку).
"Помощь идет в песок неглубоко закапывается игрушка. Ребенок сдуванием песка обнаруживает спрятанное.
"Загадка" (картинка засыпается тонким слоем песка). Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
На этапе развития фонематического слуха использую игры:
«Спрячь ручки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук.
- выбрать фигурки, в названиях которых заданный звук;
- выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук.
"Лес и пустыня" – песочное поле делится перегородкой на 2 части. Ребенок отправляет предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные ореолы обитания.
"Два города" – под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на 2 группы.
Автоматизацию звуков тоже можно проводить с использованием песочных игр.
«Сильный мотор» - произносить звук Р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
«Слабый моторчик» - произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.
"Горочка" – набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку (или выливая воду из ладошки). Выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
"Слоговые дорожки" – рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
В играх с песком можно учить употреблять в речи грамматические категории:
- это и предлоги, и приставочные глаголы (ПОДКОПАЛ, ЗАКОПАЛ, НАКОПАЛ), и наречия (БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО).
Это и упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. По типу - «Чего не стало?» (закапывая предметы, изменяя песочную картинку) и многое другое.
Игры в песочнице позволяют решать задачи по развитию связной речи.
Ребенку гораздо легче пересказывать, рассказывать рассказы и сказки, придумывать небылицы, обыгрывая их игрушками в песке. При составлении дети могут использовать разнообразный подручный и природный материал.
Песок приходит на помощь и на таком этапе логопедической работы как звуковой анализ и синтез слогов и слов. Он вызывает у детей в процессе обучения наибольшие трудности.
А в песке дети лепят буквы из песка, сгребая его ладонями. Превращают буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д.
С удовольствием находят спрятанные в песке буквы и составляют из них слоги, слова.
Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Но самое главное, пожалуй, что ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
Играйте с детьми в песок!